expand_more

Содержание выпуска №1/2015

А. Л. Качев

Технология анализа инструментальных погрешностей управления по данным летных испытаний на основе алгоритмов нелинейного программирования

ФГУП «НПЦАП имени академика Н.А. Пилюгина»
E-mail: mar.alex@mtu-net.ru, тел. 8-903-502-53-69

В статье дается концептуальное описание технологии анализа инструментальных погрешностей управления по данным летных испытаний на основе алгоритмов нелинейного программирования. Данная технология успешно применяется в ФГУП «НПЦАП» в течение ряда лет при решении актуальных задач отработки и оценки точностных характеристик систем управления (СУ) изделий различного назначения.

Ключевые слова. Анализ инструментальных погрешностей управления, послеполетный анализ точности СУ, внешне-траекторные измерения.

В.Д. Дишель, Р.Ю. Шумовский, П.В. Легеньков

Опыт применения математической модели вращающегося разгонного блока «Фрегат» для анализа причин нештатного выведения КА «Galileo FOC»

ФГУП «НПЦАП им. академика Н.А. Пилюгина», Москва
E-mail: otd11@npcap.ru, тел. (495)535-33-91

В статье представлены результаты моделирования вращающегося разгонного блока «Фрегат» с имитацией отказа части управляющих двигателей. Дано сравнение с телеметрической (ТМ) информацией реального полёта в аналогичных условиях. Близость результатов подтверждает версию причины нештатной ситуации при выведении КА «Galileo FOC».

Ключевые слова. Разгонный блок, двигатель малой тяги, нештатное выведение на орбиту, «Фрегат», Galileo, моделирование.

Г.Н. Румянцев, Ю.Н. Кузин, А.И. Глазков, И.В. Гусев

Снижение динамического нагружения на стартовом участке

ФГУП «НПЦАП имени академика Н.А. Пилюгина»
E-mail: otd01@npcapl.ru, тел.: +7(495)330-53-29

При сходе управляемого ракетного снаряда (УРС) с наклонных направляющих пусковой установки (ПУ) происходит «свес» снаряда, обусловленный некомпенсированным моментом силы тяжести. Следствием этого движения является «провисание» вектора скорости в вертикальной плоскости. При наборе снарядом скорости происходит возврат УРС на направление, определяемое углом возвышения ПУ. В этот момент фиксируется значительный угол атаки, который совместно с возрастающим скоростным напором вызывает повышенное динамическое нагружение на УРС. В работе предлагается программа тангажа, исключающая необходимость возврата УРС на угол возвышения ПУ. Совместно с установкой ПУ на угол, несколько больший, чем требуемый для реализации дальности стрельбы, эти мероприятия обеспечивают существенное снижение динамического нагружения УРС на стартовом участке.

Ключевые слова. Компенсационный сигнал, программа тангажа, динамическое нагружение.

В.М. Никифоров, О.В. Бахметьева, Л.Н. Кисeлев

Аппроксимация полей рассеяния синхронного гистерезисного гиродвигателя с помощью нейронной сети

ФГУП «НПЦАП имени академика Н.А. Пилюгина»
E-mail: V.M.Nikiforov@gmail.com
Филиал ФГУП «НПЦАП имени академика Н.А. Пилюгина» завод «ЗВЕЗДА»

В настоящей статье рассматривается пространственное распределение поля рассеяния гироскопического гистерезисного двигателя относительно боковой поверхности чувствительного элемента гироблока. По экспериментальным замерам составляющих поля рассеяния построены их трёхмерные изображения, и на примере радиальной составляющей поля рассеяния представлена аппроксимация на основе двухслойной нейронной сети.

Ключевые слова. Гиродвигатель, поле рассеяния, нейронная сеть.

А. С. Анохин, К. С. Кузьмин, Л. И. Чхиквадзе

Методика синтеза корректирующего контура «сухого» маятникового компенсационного акселерометра

ФГУП «НПЦАП имени академика Н.А. Пилюгина»
E-mail: kskuzmin@gmail.com

Предложена методика синтеза корректирующего контура маятникового компенсационного акселерометра. Рассмотрен пример синтеза. Проведены теоретические и экспериментальные оценки динамических характеристик системы.

Ключевые слова. Маятниковый компенсационный акселерометр, корректирующий контур, методика синтеза.

А. С. Анохин, К. С. Кузьмин

Разработка прецизионного источника тока для калибровки аналого-дискретного интегратора акселерометра

ФГУП «НПЦАП имени академика Н.А. Пилюгина»
E-mail: kskuzmin@gmail.com

Представлено схемотехническое решение прецизионного источника тока. Приведены составляющие нестабильности тока, показана возможность их взаимной компенсации. Выбрана подходящая элементная база для минимизации температурной зависимости и временного дрейфа. Представлены результаты экспериментального исследования точностных параметров опытного образца и его практическая применимость для калибровки аналогового дискретного интегратора (АДИ) с относительной погрешностью на уровне единиц 10 -6.

Ключевые слова. Прецизионный источник тока, калибровка акселерометра.

С.А. Черников

Декомпозиция трехосного гиростабилизатора с узкой полосой пропускания одноосных каналов

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
E-mail: SA_chernikov@mail.ru

Рассматривается возможность автономизации каналов стабилизации трехосного гиростабилизатора с узкой полосой пропускания одноосных каналов путем введения в це́пи стабилизации дополнительных связей, компенсирующих дестабилизирующую взаимосвязь каналов, обусловленную вязким трением в осях прецессии гироскопов.

Ключевые слова. Трехосный гиростабилизатор, устойчивость, взаимосвязь каналов, развязка каналов.

С.Н. Шевцов

Анализ подходов к формированию структур данных информационно-управляющей системы для сложных динамических объектов на основе функционирования систем наведения

Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого
E-mail: SShvc@yandex.ru

Представлено несколько подходов к формированию структур данных информационно-управляющей системы (ИУС) на основе общепринятого разделения систем наведения, таких как: автономные системы; системы теленаведения; системы самонаведения; комбинированные и комплексные системы наведения. Показано, что с целью эффективного использования преимущества различных типов систем наведения в настоящее время широко применяются комбинированные и комплексные системы наведения. В комбинированных системах процесс наведения на различных этапах или при
различных условиях реализуется с помощью систем различных типов, например, на начальном участке движения БЛА – с помощью автономной системы, на среднем – с помощью системы теленаведения и на конечном – с помощью системы самонаведения. Обозначены некоторые недостатки формирования структур данных ИУС на основе комбинированных систем наведения.

Ключевые слова. Система управления, система наведения, информационно-управляющая система (ИУС), сложный динамический объект, беспилотный летательный аппарат (БЛА), структуры данных.

Б.А. Терентьев, И.В. Мышляев

Исследование процессов агрегирования частиц первичного кремния в сплаве САС-1-50 в координатах «температура – время»

ФГУП «НПЦАП имени академика Н.А. Пилюгина»
E-mail: terentev.npc@gmail.com, sage05@mail.ru,
тел.: 8 (495) 535-38-37

Рассмотрена возможность целенаправленного изменения структуры сплава САС-1-50 с использованием расчета необходимых условий отжига.

Ключевые слова. Отжиг, микроструктура, термообработка, первичный кремний, спектр распределения частиц.

С.Н. Шевцов

Методологические основы синтеза структуры массива данных информационно-управляющей системы для сложных динамических объектов

Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого
E-mail: SShvc@yandex.ru

В статье представлен подход к формированию структуры массива данных (СМД) информационно-управляющей системы (ИУС) для сложных динамических объектов, составной частью которых являются беспилотные летательные аппараты (БЛА). Показано, что структуры данных управления синтезируются в соответствии с принципами работы систем наведения БЛА и на основе данных от этих систем. Актуальность предлагаемого подхода к синтезу структуры массива данных определяется необходимостью решения задач как управления доставкой полезной нагрузки, так и мониторинга критически важных областей земной поверхности. Новизна подхода обусловлена универсальностью
в возможном применении данных от ИУС для различных классов БЛА, используемых для доставки полезной нагрузки на большие и сверхбольшие расстояния. Практическая значимость предлагаемого подхода обусловлена универсальностью в использовании структур массивов данных (СМД) для задач гражданской авиации, Министерства чрезвычайных ситуаций и др. с целью доставки полезной нагрузки на удаленные расстояния в условиях ограничений по времени и при наступлении природных катаклизмов. В заключении описаны проблемы формирования и обработки СМД для ИУС.

Ключевые слова. система управления, система наведения, информационно-управляющая система (ИУС), сложный динамический объект, беспилотный летательный аппарат (БЛА), структура массива данных (СМД).

expand_more