Е.Ф. Камкин
О применении компасного режима для азимутального ориентирования платформы трехосного гиростабилизатора на подвижном основании
Рассмотрена возможность использования двухстепенного гироскопа системы стабилизации платформы трехосного гиростабилизатора в режиме гирокомпаса для азимутальной ориентации платформы на подвижном основании. Предложен детерминированный алгоритм оценивания азимута платформы, основанный на регрессионном анализе зашумленной измерительной информации, не требующий знания статистических характеристик, действующих на гиростабилизатор возмущений.
Ключевые слова. Азимутальное ориентирование, гирокомпас, трехосный гиростабилизатор, компасный режим, полиномиальная регрессия, детерминированный алгоритм.
В.М. Никифоров
Влияние перекрёстных связей осей стабилизации платформы на амплитудно-частотные характеристики трёхосного гиростабилизатора
ФГУП «НПЦАП имени академика Н.А. Пилюгина»
E-mail: v.m.nikiforov@gmail.com
В настоящей статье рассматриваются результаты математического моделирования вибрационных процессов в трёхосной гиростабилизированной платформе. Главная цель работы заключается в исследовании влияния перекрёстных связей между осями стабилизации платформы на величины максимальной динамической ошибки платформы и резонансной частоты.
Ключевые слова. Гиростабилизатор, перекрёстные связи, максимальная динамическая ошибка, резонансная частота, планирование факторного эксперимента.
Е.А. Измайлов, С.Е. Кухтевич, В.В. Тихомиров, Д.В. Стафеев, А.В. Фомичев
Анализ методов оценки случайной составляющей дрейфа лазерных гироскопов с виброчастотной подставкой
ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики»
E-mail: aomiea@aviapribor.ru
На основе измерения реальных выходных сигналов лазерных гироскопов в составе БИНС выполнен анализ особенностей их спектральных характеристик и произведена оценка эффективности методов определения составляющих случайного дрейфа ЛГ.
Ключевые слова. Лазерный гироскоп, виброчастотная подставка, бесплатформенная инерциальная навигационная система (БИНС), случайный дрейф, спектральные характеристики, полиномиальные фильтры.
А.Г. Кузнецов, О.Б. Кербер, В.Н. Мазур, Е.А. Мельникова
Автоматическое управление самолетом на посадке в условиях интенсивных ветровых возмущений *
ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики»
E-mail: aomiea@aviapribor.ru, тел. 8 (495)223-27-09 (доб. 34-05)
Предлагаемый алгоритм управления, основанный на обеспечении точности приземления в заданных пределах при выполнении всех ограничений на параметры движения, повышает безопасность посадки в условиях действия интенсивных ветровых возмущений. Этот результат достигается введением корректировок в управление рулем высоты и тягой. Представлены результаты моделирования.
Ключевые слова. Автоматическая посадка самолетов, безопасность, интенсивные ветровые возмущения.
И.М. Чистяков, Е.С. Берсенева
Анализ частных составляющих погрешности механического датчика скорости
ФГУП «НПЦАП имени Н.А. Пилюгина»
E-mail: juic@bk.ru
Рассмотрен алгоритм вычисления пройденного пути вагона на основе данных о количестве импульсов от датчика скорости. Произведена оценка погрешностей определения скорости. Предложен метод уменьшения ошибки механического датчика скорости.
Ключевые слова. Механический датчик скорости (МДС), оценка погрешности, расчет пройденного пути, калибровочный коэффициент.
А.М. Бурдин
Ранжирование критериев оценки качества блоков различными методами для параметрической оптимизации блочно-модульного испытательного комплекса устройств обмена
ФГУП «НПЦАП имени Н.А. Пилюгина»
E-mail: burdin009@gmail.com
В статье осуществлено ранжирование частных критериев оценки качества блоков, из которых состоит испытательный комплекс, построенный на блочно-модульной архитектуре. Сравнение частных критериев произведено с помощью шкалы лингвистических оценок. Ранжирование осуществлено методами Т. Саати, А.П. Ротштейна и оптимизации. Проведено сравнение результатов и на основе среднего значения определены ранги частных критериев.
Ключевые слова. Параметрическая оптимизация, блоч-но-модульная архитектура, ранжирование критериев, метод Т. Саати, метод А.П. Ротштейна, метод оптимизации, шкала лингвистических оценок.
А.Ю. Добрушина, С.Д. Паркачев
Метод использования сдвоенного индукционного редуктосина в качестве позиционного датчика угла
ФГУП «НПЦАП имени академика Н.А. Пилюгина»
E-mail: a_dobrushina@mail.ru
В статье рассмотрен метод определения абсолютного углового положения вращающегося объекта по сочетанию показаний двух индукционныхредуктосинов, установленных на одной оси.
Ключевые слова. Сдвоенный индукционный редуктосин, позиционный датчик угла.
С.Н. Шевцов
Методологический подход к комплексной оценке параметров движения сложных динамических объектов на основе истинного локального максимума апостериорной вероятности
E-mail: sshvc@yandex.ru
Представлен подход к оценке параметров движения сложных динамических объектов (СДО) по картам внешних физических полей на основе истинного локального максимума апостериорной вероятности. Рассмотрены процедуры, позволяющие провести априорный вероятностный анализ топологии целевой функции на этапе анализа карты геофизических полей (ГФП) конкретного географического участка на предмет ее пригодности для навигации с одновременной настройкой параметров навигатора и выбором траектории движения СДО в процессе измерений поля на данном участке. Широкое практическое применение в бортовых навигационных алгоритмах находят обобщенный фильтр Калмана (ОФК) с адаптивной линеаризацией поля и мультимодельные алгоритмы, сочетающие процедуры ОФК с методами многовариантных статистических решений. Более надежными для практических целей являются алгоритмы навигации, в которых не используется линеаризация измерительного поля -рекуррентно-поисковые алгоритмы и алгоритмы оценивания истинного локального максимума апостериорной вероятности (ИЛМАВ).
Ключевые слова. Система управления, навигация, сложный динамический объект.
С.Н. Шевцов, И.Н. Орлов, Е.В. Чегодаева
Методологический подход к формированию комплексной оценки параметров движения сложных динамических объектов по картам внешних физических полей на основе адаптивного фильтра Калмана и рекуррентно-поискового оценивания
E-mail: sshvc@yandex.ru
Развитие средств детальной картографической съемки земной поверхности в совокупности с прогрессом бортовой вычислительной техники сделали возможным размещение в памяти ЦВМ массивов данных по маршруту движения объекта, характеризующих распределение некоторых геофизических полей на определенных участках этого маршрута, и использование этих данных в процессе движения для навигации по цифровым картам местности. Представлен подход к оценке параметров движения сложных динамических объектов по картам внешних физических полей. Практическое применение в бортовых навигационных алгоритмах находят обобщенный фильтр Калмана (ОФК) с адаптивной линеаризацией поля и мультимодельные алгоритмы, сочетающие процедуры ОФК с методами многовариантных статистических решений. Адаптивный ОФК в целом более устойчив по отношению к начальным ошибкам навигационной системы (НС), чем обычный ОФК, однако для него также невозможно предсказать сходимость на выбранном участке навигации без обширного моделирования. Стремление повысить устойчивость процесса оценивания при одновременном обеспечении необходимой точности приводит к использованию в навигационных алгоритмах мультимодельного оценивания. Мультимодельное оценивание снижает риск расходимости оценок, однако его применение в практических задачах поднимает такие проблемы, как определение для каждого участка навигации индивидуальной структуры множества гипотез, обеспечивающей сходимость, и поиск компромисса между количеством ОФК и располагаемыми вычислительными ресурсами. Главная причина возможной расходимости оценок мультимодельных навигационных алгоритмов обусловлена наличием на каждом участке навигации по ГФПмножества уникальных индивидуальных особенностей поля, которые невозможно отразить в рамках линеаризованной модели с аддитивной ошибкой с переменной дисперсией.
Ключевые слова. Система управления, система наведения, информационно-управляющая система, сложный динамический объект.