expand_more

Содержание выпуска №3/2017

Т.А. Жукова, Е.Л. Межирицкий, В.М. Никифоров, Б.И. Иванов, В.А. Илларионов

Влияние температурного разброса параметров усилительно-корректирующего блока на выходные характеристики и запасы устойчивости одноосного гиростабилизатора

ФГУП «НПЦАП имени академика Н.А. Пилюгина»
E-mail: Zhukovata@mail.ru

В настоящей статье представлены результаты исследования влияния температурного разброса параметров усилительно-корректирующего блока на выходные характеристики и запасы устойчивости одноосного гиростабилизатора. Исследование проводилось методом полного факторного эксперимента, определены соответствующие аналитические зависимости и диапазоны изменения выходных характеристик и запасов устойчивости одноосного гиростабилизатора от температуры в процессе эксплуатации.

Ключевые слова: планирование факторного эксперимента, расширенная математическая модель, одноосный гиростабилизатор, параметрическая неопределенность, устойчивость


В.Д. Дишель

Интервально-динамический метод гарантированно-достоверного оценивания и идентификации для задач корректируемой инерциальной навигации (ч. 1)

ФГУП «НПЦАП имени академика Н.А. Пилюгина»
E-mail: vddishel@list.ru

Статья посвящена теоретико-практическим аспектам решения задачи корректируемой инерциальной навигации, рассматриваемой как составная часть общей проблемы управления по неполной информации. Внимание фокусируется на объектах, процессам управления которыми присуще свойство необратимости, что делает их системы управления (СУ) (конкретно системы наведения)уязвимыми даже к кратковременным нарушениям в выходных данных контура интегрированной навигации.
Предлагается метод, обеспечивающий высокоточное гарантированно-достоверное оценивание и идентификацию, в том числе в условиях, когда на выходе корректирующих навигационных систем возможны измерения с произвольными по структуре, градиентам, величине ошибками, вероятное распределение которых неизвестно. Теоретические результаты стали фундаментом бортового математического обеспечения интегрированных систем управления космическими средствами выведения.

Ключевые слова: корректируемая инерциальная навигация, гарантированно-достоверное оценивание, идентификация, объекты с необратимым характером процессов управления, сопряженные динамические системы.


Л.Я. Калихман, Д.М. Калихман, В.И. Гребенников, В.В. Скоробогатов, А.В. Лутченко

Результаты лабораторно-отработочных испытаний измерительных каналов модернизируемого измерителя линейных ускорений для спускаемого аппарата корабля «Союз-ТМА» на основе использования цифровой обратной связи в кварцевых маятниковых акселерометрах

ПО «Корпус», филиал ФГУП «НПЦАП имени академика Н.А. Пилюгина», г. Саратов
E- mail: lidkalihman@yandex.ru

В статье приведены результаты лабораторно-отработочных испытаний трех измерительных каналов блока измерителей линейного ускорения, построенных на кварцевом маятниковом акселерометре с системой цифровой обратной связи. Показана эффективность использования цифровой обратной связи для решения как задач компенсации нелинейной температурной зависимости основных технических характеристик кварцевых маятниковых акселерометров, так и для обеспечения высоких точностных характеристик прибора. При этом для разработки цифрового усилителя обратной связи используется только отечественная электронная компонентная база.

Ключевые слова: акселерометр, микроконтроллер, широтно-импульсный модулятор, цифровой регулятор.


В.М. Никифоров, Ю.В. Трунов, А.С. Ширяев

Векторное «сверхмягкое» терминальное управление одноосным гиростабилизатором в режиме грубого приведения

ФГУП «НПЦАП имени академика Н.А. Пилюгина»
E-mail: V.M.Nikiforov@gmail.com

В настоящей статье рассматривается синтез законов «сверхмягкого» терминального управления одноосным гиростабилизатором в режиме «грубого» приведения, позволяющих одновременное управлять двумя взаимосвязанными объектами, гиростабилизированной платформой и чувствительным элементом поплавкового гироблока. Рассмотрены варианты управления для дискретной и непрерывной систем управления. Данное управление позволяет избежать динамического «отскока» в конечной точке управления.

Ключевые слова: векторное «сверхмягкое» терминальное управление, одноосный гиростабилизатор, гиростабилизированная платформа, поплавковый гироблок, режим грубого приведения


В.М. Никифоров, А.А. Гусев, Ю.В. Трунов, А.С. Ширяев

Взаимосвязанное терминальное управление одноосным гиростабилизатором в режиме «грубого приведения»

ФГУП «НПЦАП имени академика Н.А. Пилюгина»
E-mail: V.M.Nikiforov@gmail.com

В настоящей статье рассматривается управление одноосным гиростабилизатором в режиме «грубого приведения». Предлагается способ взаимосвязанного терминального управления одноосного гиростабилизатора, который включает быстрый разворот гиростабилизированной платформы на заданный угол на основе терминального закона управления и последующий разворот чувствительного элемента гироблока с упора до нулевого положения за счет поворота платформы в противоположном направлении. Данный способ позволяет избежать «динамического отскока» гиростабилизатора, таким образом уменьшить габаритно-массовые характеристики приборного состава за счет исключения устройства, служащего для компенсации «динамического отскока» гиростабилизатора.

Ключевые слова: терминальное управление, гиростабилизатор, «грубое приведение», математическая модель


В.Е. Куликов, А.С. Юрченко

Синтез быстродействующей астатической системы автоматического управления высотой полета летательного аппарата

ПАО «Московский институт электромеханики и автоматики»
E-mail: aomiea@aviapribor.ru

Рассмотрен комбинированный способ синтеза системы автоматического управления высотой полета самолета на основе метода обратных задач динамики и алгебраической теории делимости многочленов. Аналитическое решение состоит в формировании характеристического полинома замкнутой астатической системы, включающего динамическое звено отработки перегрузки и содержащего желаемые корни безынерционного быстродействующего траекторного контура. Подход обеспечивает максимальное быстродействие системы, которое ограничивается условием сохранения заданного уровня затухания переходных процессов по высоте полета. Найдена область возможных значений коэффициентов обратной связи, обеспечивающих заданные динамические свойства системы управления. Приведен пример комбинированного синтеза траекторного контура управления высотой полета транспортного самолета.

Ключевые слова: контур управления, характеристический полином, желаемые корни, делимость многочленов, быстродействие, устойчивость системы.


А.О. Кузнецов, Р.С. Пальков, А.В. Пояркин

Компенсация нелинейности емкостного датчика перемещений с помощью уравнения Стейнхарта – Харта

Филиал ФГУП «НПЦ АП имени академика Н.А. Пилюгина» – «ПО «Корпус»,
Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина
E-mail: android290414@gmail.com

В работе предложена математическая модель для компенсации нелинейности емкостного датчика перемещения, имеющего сложную геометрическую форму, с использованием уравнения Стейнхарта – Харта.

Ключевые слова. Емкостной датчик перемещения,математическая модель, уравнение Стейнхарта – Харта

expand_more